Прыжок в неизвестность
17.06.2015
Инженерные системы

Прыжок в неизвестность

Строительные компании Петербурга не ждут «отскока». По их словам, то, что происходит, вовсе не кризис, а новые условия работы, которые продлятся не менее 5 лет. И уже сейчас это заставляет бизнес пересматривать методы работы и менять форматы выпускаемого продукта. Профессионалы отрасли считают, что в итоге на рынок выйдут многоопционные квартиры, а девелоперам придется стать более мобильными и избавиться от множества непрофильных функций, так как покупательский спрос уже никогда не будет стабильным.

За последний год покупательский спрос сначала резко вырос, а потом столь же стремительно упал. И, вполне возможно, это станет нормой для рынка недвижимости Санкт-Петербурга. «Не исключаю, что девелоперам придется привыкать к волнам спроса», — прогнозирует Михаил Возиянов, генеральный директор «ЮИТ Санкт-Петербург». Эксперты рынка соглашаются с подобным предположением. Отрасли следует быть готовой к тому, что раз в несколько лет по неизвестным и самым разнообразным причинам покупательский спрос на жилую недвижимость будет падать на 20-30%. «Это вызов, при котором мы еще никогда не жили», — говорит Петр Кузнецов, директор инженерной компании «Конфидент».

Собственно, под весом спроса выпускаемый продукт, то есть квартиры, уже стал видоизменяться. «Сейчас появляются новые форматы, когда дом состоит из микроквартир, — приводит пример Олег Барков, генеральный директор „Ханса СПб Девелопмент“. — На улице Рубинштейна есть квартиры, где кухни не были запроектированы, так как в то время пришло мнение, что женщина не должна готовить. Их называют «слезы социализма». А у нас сейчас появляются «слезы капитализма“. Облик будущего пока не понятен. Но и решения неизбежны».

Участники рынка указывают, что с приходом новых условий главным инструментом в борьбе за покупателя стала ценовая политика. Но снижать стоимость жилья не бесконечности невозможно так же, как и площади квартир. И скоро застройщикам придется пересматривать подходы.

«С учетом спроса будет производиться новый продукт. Тот, который смогут и захотят купить. Не исключаю, что появятся опции. Квартиры станут более разнообразными. Покупатель сможет влиять на отделку, выбирать планировку. Сейчас, например, в сегменте „эконом“ все однообразно: и по цене, и по содержанию. А будет, как в автопроме, где разница в цене сегмента «эконом» достигает 30-40% в зависимости от комплектации», — рассуждает Михаил Возиянов.

В новых обстоятельствах смогут выжить те, кто выбирает более агрессивную политику: наращивает объемы, выходит на новые рынки. «Успех принесут профессионализм, упорство и случай», — уверен Петр Кузнецов. А для этого строительным компаниям придется меняться. «Нужен новый формат девелопера, который сможет успешно работать в кризисных обстоятельствах, — добавляет Михаил Возиянов. — Девелопер должен стать более гибким». «Структуры должны стать более мобильными, — соглашается Алексей Гусев, коммерческий директор ООО „Главстрой-СПб“. — Чтобы этого добиться, компаниям нужно избавиться от непрофильных функций. Например, от баз по производству щебня. И сосредоточиться на управлении проектом».

Эксперты не исключают, что трансформации будут сопровождаться сокращением объемов строительства.