Бизнес столкнулся не с кризисом, а с долгосрочным изменением экономической реальности
11.06.2015
Инженерные системы

Бизнес столкнулся не с кризисом, а с долгосрочным изменением экономической реальности

В Северной столице завершилась летняя сессия форума РБК «Будущий Петербург», посвященная переменам, происходящим сегодня в ключевых для Петербурга отраслях экономики. Начиная с ноября-декабря 2014 г., РБК проводит постоянный мониторинг состояния дел в отраслях и компаниях города, с тем, чтобы понять, какие тренды формируются в данный момент и какие сценарии возможны на ближайшее будущее. Ранее, в разговоре с РБК, заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра — вице-президент ОАО Банк ВТБ Руслан Еременко отмечал, что макроэкономическая напряженность оставляет инвестиционные планы бизнеса по-прежнему неопределенными. «По целям наиболее востребованы кредиты на пополнение оборотных средств и финансирование текущей деятельности. Заявок на „длинные“ деньги — проектное финансирование, модернизацию производств, расширение мощностей — поступает сегодня не так много, поскольку прогнозировать развитие экономики, финансовых, сырьевых и валютных рынков в долгосрочной перспективе сейчас сложно», — говорил эксперт.

Участники форума в ходе дискуссий на форуме пришли к выводу, что те изменения, с которыми сейчас приходится сталкиваться бизнесу, не краткосрочный кризис, после которого можно надеяться на посткризисное восстановление, а долгосрочное изменение экономической реальности. Никаких автоматических успехов в такой ситуации компании не ожидают. Достигнуть качественного роста возможно только в том случае, если компании начнут системную перестройку и обновление своих бизнес-моделей.

Сдержанный оптимизм

Несмотря на то, что главным героем обсуждения стал кризис, некоторые участники дискуссии, посвященной промышленности, не скрывали своего оптимизма. Так, генеральный директор биотехнологической корпорации BIOCAD Дмитрий Морозов заявил, что в настоящий момент фармацевтическая отрасль показывает рост. «Даже те, кто лежал, начали активно развиваться. Я считаю, что само понятие кризис здесь не подходит“, — сразу задал он тон дискуссии. — Многие пытаются найти себе оправдание — работают спустя рукава, а потом всем говорят, что не получилось, потому что кризис…».

Председатель совета директоров ОАО «Звезда» (производитель дизельных двигателей для судостроения) Павел Плавник, в свою очередь, отметил, что игнорировать признаки кризиса все-таки нельзя. Он указал, в частности, на серьезные проблемы доступа к заемным средствам, правда, добавив, что в его компании все хорошо. «В прошлом году мы имели объем планируемых инвестиций в размере 10 млрд рублей, но выполнили их на 40%. Основные причины — резкое уменьшение кредитных возможностей наших кредитных учреждений. Мы отстаем примерно на год по инвестициям от наших планов развития — это результат случившихся ограничений», — отметил он. Но все не так безнадежно, считает П.Плавник: «Ситуация с резкой потребностью импортозамещения дает серьезные, платежеспособные заказы предприятию. В этом году мы планируем примерно двукратный рост объема производства». «Но при этом сказать, что кризиса нет, мы не можем, поскольку есть корабли, не обеспеченные комплектацией — это реальный кризис», — подытожил он свою мысль.

Генеральный директор энергомашиностроительного предприятия ОАО «Звезда-Энергетика» Николай Хаустов также подчеркнул, что делать общий вывод об экономике по фармацевтической промышленности не совсем правильно. «Согласно макроанализу энергетического машиностроения за период прошлого и середины этого года, мы работаем на две составляющие: проценты банкам и налоги», — отметил Н.Хаустов. «Налогов мы заплатили в 2014 году 1 млрд рублей, т.е. каждый рабочий день — 4 млн в казну. Денег на то, чтобы развиваться, не остается», — добавил он. Положительной тенденцией последних месяцев Н.Хаустов назвал включение отрасли в список программ Минпромторга. Это, по его словам, позволит рассчитывать на пополнение оборотных средств и субсидирования процентной ставки.

Общим для участников дискуссии стал сдержанный оптимизм. «Оптимизм есть, но сдержанный, — сказал Н.Хаустов, — мы немного оттесняем крупный импорт». «Во-первых, дорого стоит валюта, а, во-вторых, появляется ниша как результат работы наших заказчиков, которые говорят, что не хотят, чтобы „из страны потенциального противника“ поступало оборудование. А мы этим пользуемся», — признался он.

Сейчас, по его словам, у компании «беспрецедентный портфель заказов» — на 12 млрд рублей. «Такого у нас не было никогда…Но у нас очень маленькая маржа, поэтому нужно перевалить огромный объем руды, чтобы получить полезного компонента щепотку, так что работать придется очень много», — добавил Н.Хаустов. Он прогнозирует очищение отрасли от слабых компаний и делает ставку на отложенный спрос.

Отложенный спрос и маленькие радости

На отложенный спрос делают ставки и производители авто. Так, Scania рассчитывает на устойчивое восстановление спроса на российском рынке к 2016 году. Директор по связям с органами государственной власти Scania Яна Аржанова отметила: «Пока мы не видим признаков восстановления, но надеемся, что рынок достиг дна и начнется отскок в ближайшее время. Устойчивое восстановление мы рассчитываем увидеть в 2016 году».

По словам представителя компании, спрос будет простимулирован, во-первых, государственными мерами поддержки, в том числе, такими крупными инфраструктурными проектами, как стадионы для Чемпионата мира. «Надеемся, это даст результаты — и в 2016 году начнется восстановление рынка», — добавила Я.Аржанова.

При этом пока у компании нет дополнительных планов по инвестициям в российское производство. Scania продолжает оптимизировать существующее производство. Я.Аржанова пояснила, что речь идет не о сокращении персонала, а об оптимизации внутренних производственных процессов. «Вопрос об уходе с российского рынка нашими акционерами даже не поднимается», — добавила она.

Более прочные позиции на российском рынке занимают производители конфет и жевательной резинки. Как отметил коммерческий директор Wrigley в России Алексей Жуков, потребитель всегда может себе позволить маленькую радость и даже больше в подобной ситуации.«Потребитель стал осторожнее, мы это видим. Тем не менее, из опыта мы знаем, что потребитель достаточно быстро восстанавливается, по крайней мере, товары ежедневного спроса чувствуют себя достаточно неплохо в текущей ситуации», — отметил А.Жуков.

В текущих условиях компания также развивает направление импорта, по которому, по словам А.Жукова, есть увеличение. «Наша фабрика обеспечивает продукцией не только российский рынок, но и рынки СНГ, ближнего Востока и даже Европы, поэтому для нас это хорошая возможность наращивать экспортный потенциал»,- добавил он.

Время большой работы

Глава ГК «Светлана -Оптоэлектроника» (производитель светотехнической продукции) Алексей Мохнаткин рад за коллег из других отраслей, но никак не может сказать, что в их отрасли все хорошо. «К сожалению, несмотря на то, что все конечные компоненты, которые мы используем, производятся в России, тем не менее, все базовые компоненты и материалы так или иначе завозятся из-за рубежа», — напомнил он. «Базовые производственные отрасли для электроники в конце 80-х — начале 90-х годов благополучно почили в бозе и с тех пор не восстановились. А то, что восстановилось, подходит только для нужд ВПК и стоит безумных денег. Все это в гражданской продукции практически не применимо, поэтому здесь импортозависимость очень высокая», — сообщил он. «С точки зрения экспортного потенциала, все хорошо — у нас активно развиваются экспортные проекты. Но маржинальность очень невысокая», — подтвердил А.Мохнаткин тенденцию, озвученную Н.Хаустовым.«Ради сохранения объемов мы вынуждены идти на резкое снижение маржи и зачастую работать просто в ноль, а то и в минус — и здесь валютные риски сегодняшних колебаний очень-очень чувствительны. И по многим нашим экспортным контрактам сегодняшние скачки курса доллара и рубля бьют иногда смертельно. Потому что, заключая контракты на год вперед в долларах и евро, мы зачастую сильно „попадаем“», — добавил он.

На сегодняшний день компания приостановила все инвестиции, включая практически готовый инвестпроект по развитию в ОЭЗ«Новоорловская» с подписанными документами Минэкономразвития. Проект заморожен до лучших времен, сказал А.Мохнаткин. По его словам, с точки зрения краткосрочной перспективы задача компании — занять на падающем рынке максимальную долю (в первую очередь, за счет потери маржинальности). При этом необходимо сохранить и увеличить объемы в то время, когда другие участники рынка эти объемы теряют.

По словам генерального директора НИПК «Электрон» (производит медицинское оборудование) Александра Элинсона, необходимо разделять потребительский рынок и производственный. «В них мы будем наблюдать две разные картины в условиях кризиса», — пояснил он. По словам А.Элинсона, государство сегодня имеет очень большой потенциал, который не используется для увеличения отечественного производства«именно по тем направлениям, где государство является серьезным заказчиком». «Не так много времени осталось, чтобы создать тепличные условия для своего бизнеса», — сказал он, не поясняя, о каком «времени» он говорит.

Участники дискуссии сошлись на том, что все отрасли экономики в России ждет «время большой работы». Причем это касается и компаний, которые оказались в более выгодном положении, и тех, кому сегодня приходится нелегко. Экономике предстоит пройти через банкротства, сокращения, сжатие отраслей.

Трудности, выраженные в банкротствах, сокращениях, в сжатии отраслей и спроса будут — это та реальность, в которой мы будем жить может быть полгода, год, может быть больше. Сохранится и ситуация с ростом загрузки и сокращением прибыли. Но главное — использовать то окно возможностей, которое открылось для создания задела на годы вперед — средне и дальнесрочных прорывных решений, а не сосредотачиваться на решении сиюминутных задач.

Новые стратегии и контроль затрат

Основная мысль многих участников девелоперской дискуссии была созвучна с выводами промышленников: в условиях кризиса компаниям предстоит активная работа по выработке новых стратегий и пересмотру продуктов.

Говоря о жилой недвижимости, участники обсудили два возможных сценария. Первый предполагает стабилизацию рынка к концу текущего года. По прогнозу гендиректора ЗАО «ЮИТ Санкт-Петербург» Михаила Возиянова, по итогам 2015 года сокращение спроса в Петербурге составит порядка 30% (за первые пять месяцев провал составил 40%). Затем ситуация должна выровняться. Как заметил председатель правления ГК «РосСтройИнвест» Игорь Креславский, объемы строительства также уменьшаются, компании стали дробить крупные проекты на более мелкие очереди, и предложение в краткосрочной перспективе достигнет равновесия со спросом. Дальнейшее развитие, по словам И.Креславского, будет зависеть от политической и макроэкономической ситуации.

Второй сценарий описал директор компании «Конфидент» Петр Кузнецов. По его оценкам, девелоперам жилой недвижимости придется жить в условиях падения спроса на 10-15% ежегодно ближайшие пять лет. Это означает необходимость разработки принципиально новых рыночных стратегий и тщательный контроль затрат. Так, по его мнению, 3-4% расходов, которые можно реально сэкономить на импортозамещении материалов и оборудования, — это действительно значимая цифра.

Говоря о коммерческой недвижимости, эксперты отметили, что наиболее «живым» сектором остается промышленное строительство. Если новых проектов бизнес-центров и гостиниц не появляется в принципе, то строительство предприятий в Петербурге и Ленобласти по-прежнему ведется. Эту информацию подтвердили и гендиректор «Ханса СПб Девелопмент» Олег Барков, и вице-президент, соучредитель генподрядной компании STEP Юрий Иоффе, чьи компании участвуют в соответствующих тендерах. Впрочем, как заметил гендиректор компании Peterland Юрий Зарецкий, промышленный рынок слишком низко упал в предыдущие годы, и сегодняшняя ситуация кажется оживлением только на фоне этой низкой базы.