Голландия: ограничения и свобода
16.07.2013
Инженерные системы

Голландия: ограничения и свобода

Голландия: ограничения и свобода

В апреле группа специалистов из Петербурга в составе Петра Кузнецова (директор инжиниринговой компании «Конфидент»), Ольги Семеновой (пиар-менеджер «Конфидента»), а также Григория Раху(советник по техническим вопросам генерального директора компании «Петербург Сити») и Владимира Фролова (главный редактор журнала «Проект Балтия») отправилась в Амстердам. Мы побеседовали с ними о «голландском стиле» градопланирования и строительства и о том, насколько увиденные решения приложимы к российской действительности.

Для начала формальный вопрос: что вы видели в Амстердаме?

Ольга Семенова: Программа поездки получилась насыщенной. Удалось посетить реализованные проекты культурного (Музей судоходства Scheepvaartmuseum) и  общественно-делового назначения (бизнес-центр Oval Tower, деловой кластер Mahler), жилые комплексы Andreas и Overhoeks, люкс-апартаменты Amsterdam Symphony и, может быть, самое интересное – проекты комплексного освоения территорий: кварталы Zuidas, Oosterdokseiland и Ijburg. Нашими экскурсоводами выступили люди, имеющие непосредственное отношение к каждому из проектов: представители инжиниринговых компаний Deerns, ARUP и Hompe & Taselaar, девелоперской компании МАВ, архитектурных студий UNStudio, CIE, Zwarts en Jansma, Geurts & Schulze и представители районных муниципалитетов и управления по градостроительной политике Амстердама. Нам повезло: мы получали массу информации из первых рук.

Западный опыт вряд ли был в новинку для «Конфидента», ведь компания много лет применяет зарубежные технологии?

Петр Кузнецов: Да, в большинстве проектов мы стараемся применять западные технологии, стремимся быть в курсе всех инноваций, поскольку наша цель – повышать конкурентоспособность объектов за счет улучшения показателей качества и комфортности застраиваемых площадей. Спрос на них растет, но российский строительный рынок скуп на современные технические решения и советская научно-исследовательская база в большой мере устарела. Поэтому мы внимательно следим за тенденциями, посещаем производителей, разработчиков в странах Европы, Америки, Азии. А в этом году выбор пал на Голландию, признанного европейского лидера в области внедрения технологических новинок. К тому же исторически так сложилось, что еще с царских времен было принято русских специалистов в области строительства и инженерного дела отправлять в Голландию, перенимать передовой опыт.

А для Вас, Григорий? «Петербург-Сити» часто ведет строительство в историческом центре Петербурга, это весьма деликатная задача. Как ее решают голландцы?

Григорий Раху:  Я бы отметил терпимость голландцев к современным архитектурным  формам, даже спорным. Жители Амстердама не  вышли на митинг, увидев новое здание музея современного искусства Stedelijk, похожее на ванну. Хотя изначально, когда обсуждался проект реконструкции площади музеев, где расположены Музей Ван Гога, Рейксмузеум и музей современного искусства, было много споров и плакатов типа «руки прочь!» Рядовой петербуржец не воспримет сверхоригинальные архитектурные решения до тех пор, пока в Петербурге не появится по-настоящему современная архитектура.

Голландии удалось чем-то вас удивить?

П.К.: Я бы не использовал слово «удивить», лучше – «поездка помогла сделать выводы». Мы ведь постоянно следим за развитием градостроительной практики, заимствуем инновационные технологии, адаптируем их к российской действительности, у «Конфидента» большой опыт в этой области, поэтому, даже проведя десяток встреч и пройдя километры строек, чего-то совсем уж невиданного мы в Амстердаме не встретили. Применяемые в Голландии строительные технологии либо общеизвестны, либо интересны, но возможность их реализации на российской почве я бы поставил по вопрос.

Зато для меня ценным и очень важным стал вывод, которым я не могу не поделиться: секрет всех действительно первоклассных проектов, с которыми удалось познакомиться, кроется в высокой культуре генпроектирования. Вот это действительно вызвало легкую зависть. Встретить настолько тесное и плодотворное взаимодействие заказчика, архитектора и инженера – большая редкость, а результат их работы можно назвать изящным архитектурно-инженерным шедевром.

Одним из таких образцов можно считать Судоходный музей в Амстердаме, расположенный в старинном складском здании и оснащенный самыми современными высокопроизводительными системами. Здание наполнено свежим воздухом, но оборудования вы нигде не увидите. А выставочные помещения оборудованы по технологии «куб в кубе»: в одном зале одновременно сосуществуют два микроклимата – отдельно для посетителей и отдельно для экспонатов, расположенных в стеклянных кубах, оснащенных собственными системами.

В этом же здании находится энергоэффективное подземное хранилище тепла и холода — единственная технология, не имеющая аналогов в России и достойная изучения. Тепловая энергия аккумулируется под землей, что позволяет реализовать летнее охлаждение с помощью зимнего холода, а зимний подогрев — с помощью летнего тепла. Такие установки способны сэкономить от 50 до 75% эксплуатационных затрат на тепло- и холодоснабжение по сравнению с традиционными. Эта технология довольно широко распространена в Нидерландах, но, учитывая особенности нашей нормативной базы и законодательства в области природопользования и использования недр, согласовать  такое техническое решение в нашем регионе, к сожалению, пока не представляется возможным.

О.С.: Еще одно отличие голландского градостроительства от российского – сложно  представить, что в России будут работать популярные в Голландии PR-технологии привлечения потенциальных жителей в застраиваемые районы. Это «зазывание» напоминает негласное соревнование между районными муниципалитетами, которое рождает здоровую конкуренцию и возможности выбора стиля жизни для горожан. Отношения с общественностью с самого начала развития проекта являются частью стратегии, и одновременно с первыми котлованами стройплощадок появляются общественные пространства с плотным графиком мероприятий. Первыми в новом амстердамском районе могут появиться не бизнес-центр и элитное жилье, а  консерватория или библиотека, и люди захотят купить жилье именно рядом с ними.

Неужели российские потребители обращают меньше внимания на инфраструктуру, на«изюминки» новых кварталов?

П. К.: Просто у наших горожан нет к этому привычки. Программа привлечения и «воспитания» активных граждан, которые не только будут жить в районе, но и участвовать в его развитии и управлении им, – часть грамотного подхода к разработке проектов КОТ (Комплексное освоение территорий) и один из факторов, определяющих его комфортность. Но на формирование комфортной среды в большей степени влияют плотность заселения, высотность, транспортная схема, современная инженерия, социальная инфраструктура, многофункциональность, социальная однородность населения и, главное … большое пространство! Невозможно реализовать все эти параметры в рамках уплотнительной или точечной застройки, долгие годы доминирующей в Санкт-Петербурге. Разработка таких проектов должна вестись не менее чем на уровне квартала: минимум четыре-пять га и от 100 тысяч кв. м. Пока их в городе единицы.

В российском, в частности, в петербургском градостроительстве есть проекты, в которых можно усмотреть параллели с голландской практикой? И в чем эти параллели заключаются?

Г. Р.: Голландцы известны умением выстроить стратегию и спланировать жизнь страны, города, района с горизонтом на полвека вперед. Наглядными примерами этой стратегии служат комплексные проекты в Амстердаме – многофункциональные кварталы Зёйдас, Остердоксейланд и Эйбург. Остердоксейланд – проект mixed use, включающий в себя люкс-апартаменты, офисы, отель «Хилтон», здания консерватории и городской библиотеки. Здесь можно провести параллель с нашим приостановленным проектом«Набережная Европы». Проекты очень похожи не только расположением у воды, но и концепцией. Голландские девелоперы и брокеры позиционируют Остердоксейланд как амстердамский Манхэттен. Покупателей не смущают близость железной дороги и плотность застройки. Наоборот, они радуются насыщенной жизни, близости к историческому центру города и транспортной доступности. Эта транспортная доступность, правда, негативно влияет на реализацию паркинга на 1700 машин, зато 1500 мест для велосипедов очень востребованы.

Понятно, что внедрять в Санкт-Петербурге «под кальку» иностранные, в том числе голландские, технологические решения сегодня уже не получится, да и не нужно. Но отличающие современный Амстердам последовательность, деликатность, умелая организация пространства с учетом новых демографических и деловых перспектив, – вот тот подход, что нужен Петербургу в градостроительной политике.

В целом, как бы вы охарактеризовали «голландский стиль» в городском проектировании?

Г.Р.: «Ограничения» и «свобода» – ключевые слова для Голландии. С одной стороны, дело в дефиците земли, в бережливости, протестантской рациональности, с другой стороны – в стремлении к свободе самовыражения, терпимости ко всему внешнему: вот что вынудило голландцев искать технологии отвоевывания новых территорий у водной стихии, альтернативные энергоэффективные решения и принимать самые неожиданные, не всегда приемлемые для других стран решения, в том числе и градостроительстве.

Владимир Фролов: Необходимо отметить, что хотя Нидерланды в большой степени построены на отвоеванной у воды территории, это не порождает какого-то циничного отношения к ландшафту, в духе мичуринского «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Наоборот, здесь мы видим стремление к установлению экологического равновесия урбанистической и естественной сред. В инженерной области это достигается использованием воды для поддержания постоянной температуры в зданиях, чтобы избежать перерасхода энергии. И то же мы наблюдаем в градостроительстве: если взять район Эйбург, то здесь возникают вполне сомасштабные человеку планировка кварталов и высотность, которые, в отличие от таковых в аналогичных петербургских намывных проектах, не приводят к катастрофическому взрыву плотности застройки, чреватому транспортным и социальным коллапсом. Как и во времена Петра I нашему городу в Голландии есть чему поучиться. Однако сегодня, нужно это делать внимательнее:  к примеру, в отличие от Амстердама, Роттердам для Петербурга ориентиром уже является.