Современный аэропорт — это город в городе
17.12.2012
Инженерные системы

Современный аэропорт — это город в городе

Аэропорты мира в разы увеличивают пропускную способность, превращаются в транспортные хабы. Строительство нового терминала в Пулково вполне вписывается в этот тренд. Однако технические подробности проекта пока мало кому известны. Директор компании«Конфидент» Петр Кузнецов рассказывает, что интересного открыла для себя в Пулково компания, 20 лет работающая на рынке инженерных систем.

– В ближайшее десятилетие большинство аэропортов расширится в два — шесть раз. Увеличатся их территории, будут построены новые терминалы и взлетно-посадочные полосы. Усовершенствуется внешний транспортный каркас. Развитие зон вокруг аэровокзалов откроет широкие возможности — от простого пассажирского транзита до превращения этих кварталов в гигантский бизнес-центр с полным набором сопутствующей инфраструктуры. Современный аэропорт — это город в городе.

Сейчас при проектировании терминалов горизонт планирования составляет не менее 25 лет. Общие тенденции — устойчивое развитие и защита окружающей среды, новый уровень комфорта пассажиров и внедрение принципиально иных стандартов безопасности. Но хотя планы у разных аэропортов на первый взгляд похожи, к их реализации они идут разными путями. Работа с такими заказчиками для нас всегда вызов.

– За какую часть проекта в Пулково вы отвечаете?

– Мы участвуем в проектировании внутренних механических, пожарных, электрических и слаботочных систем: адаптируем проект, выполненный иностранными коллегами, к российским нормативам. Кроме того, полностью отвечаем за внедрение систем противопожарной безопасности. По их количеству у Пулково нет аналогов в стране.

– За образец взяты заграничные хабы?

– Не только. Мы, конечно, изучали аналоги, например аэропорт в Дюссельдорфе — очень современный именно с точки зрения противопожарной безопасности. В новом терминале Дюссельдорфа система предусматривает 2000 точек автоматической пожарной сигнализации, восемь вариантов противопожарных систем и шесть — системы дымоудаления.

Иностранные наработки можно учитывать и даже применять, но с оглядкой на отечественные нормы и требования. В отношении противопожарных систем они существенно отличаются от западных. При этом у нас уже был опыт работы в Домодедово (по уровню безопасности это вполне современный аэропорт), в Морском пассажирском порту и на промышленных объектах. Но в Пулково ситуация намного сложнее и интереснее.

– Чем она уникальна?

– Например, здесь будет внедрено гибкое управление противопожарными системами, построенное по сложному алгоритму. В здании аэропорта сосредоточено несколько систем противопожарной защиты. В условиях пожара системы дымоудаления, подпора воздуха, автоматического тушения, управления эвакуацией людей должны быть задействованы в нужной последовательности, в автоматическом режиме и локализовать очаг возгорания. При этом сценарий управления зависит от места возникновения пожара. Необходимый уровень надежности и максимальная интеграция с другими инженерными системами достигаются с помощью интеллектуальных периферийных устройств. В здании будет установлено около 10 000 точек контроля.

В Пулково внедряется система управления эвакуацией самого сложного (так называемого пятого) типа. Она направляет людей к ближайшим выходам в зависимости от места возгорания.

Кроме того, мы предусмотрели современную систему автоматического водяного тушения. Поскольку она обслуживает, в числе прочего, многосветные пространства высотой более 16 метров, ее оснастят спринклерами с управляемым запуском. Это важно, поскольку позволяет сократить время реагирования. Обычный спринклер имеет тепловой замок, который разрушается от воздействия высокой температуры. Однако может пройти немало времени, пока он сработает в верхней части здания. Системы с управляемым запуском позволяют по сигналу диспетчера или автоматически, по сигналу от дымовых пожарных извещателей вскрыть тепловые замки сразу у целой группы спринклеров в зоне, где возник пожар. Благодаря этому удается довольно быстро локализовать очаг возгорания.

По сути за этот год мы сделали по каждой системе не один, а целых три проекта. Даже обычные пожарные шкафы пришлось вписать в стены, выполненные из спайдерного тонированного стекла. Конструкция кровли тоже потребовала творческого подхода. По замыслу архитекторов она создает ощущение воздушности, парения, но при этом выделены все элементы ферм. Получилась ломаная плоскость очень сложной конфигурации. А поскольку основные элементы противопожарных систем размещаются в верхней части здания, пришлось переосмыслить эту идею с инженерной точки зрения.

– У генпроектировщика были особые требования по соблюдению экологических норм? Ведь новый терминал проектируется по принципам «устойчивого развития».

– Во всем мире сейчас при строительстве аэровокзальных комплексов уделяется большое внимание защите окружающей среды. Основные усилия направлены на создание шумовой защиты, сокращение выбросов углекислого газа и внедрение энергоэффективных технологий. Считается, например, что современный аэропорт должен иметь собственную энергоустановку с комбинированным производством электроэнергии, тепла и охлажденной воды, на которую будет приходиться от 20 до 50% всей энергии комплекса. В Пулково, как вы знаете, тоже строится энергоцентр мощностью 10 МВт.

Во многих аэропортах применяют технологию многослойного остекления, чтобы максимально использовать естественное освещение, сохраняя при этом хорошую теплоизоляцию.

В нашем конкретном случае — при проектировании систем противопожарной защиты — пришлось для тушения электропомещений (серверных, кроссовых, кабельных) предусмотреть применение специального газового состава, не разрушающего озоновый слой, химически инертного, безопасного и для человека, и для аппаратуры.

– Как подрядчик вы действуете по схеме, предусмотренной западным строительным менеджментом?

– Точнее, мы вписываемся в привычную для генподрядчика схему. Объект для нас тем и уникален, что проектировщики работают в «поле». Нам пришлось наращивать мощности — и производственные, и проектные. В Пулково образовался выездной офис, на стройплощадке задействована часть нашего проектного отдела. Генподрядчик и другие субподрядчики работают в таком же режиме. Сейчас идет активная координация разных разделов проекта. Стройка многоязычна, на ней трудится интернациональный коллектив, успешно преодолевая «трудности перевода».

– Что, по-вашему, делает проект транспортного хаба успешным?

– Судя по мировому опыту, факторов несколько. Безусловно, это комфорт и безопасность людей, улучшенная система внутреннего трафика пассажиров и багажа. Хорошо сформированный транспортный каркас — вряд ли кто-то захочет пользоваться аэропортом, до которого трудно добраться. Это, кстати, проблема не только Петербурга. Многие аэровокзалы мира оказались не готовы к увеличению пассажиропотока с миллионов до десятков миллионов человек. Из-за слаборазвитой системы наземного транспорта страдает, например, Шарль-де Голль. Ему даже грозит опасность потерять статус основного хаба в Европе, уступив лидерство Амстердаму или Франкфурту.

Поэтому при ведущих аэровокзальных комплексах сейчас строятся не только новые дороги, но и станции метро, вертолетные площадки, линии железнодорожного и легкорельсового транспорта. Экспрессы соединяют с центром Хитроу или Арланда, к аэропорту на острове Окинава построили подводный туннель.

Важно, что Петербург успевает вовремя влиться в эту гонку улучшений. Концепция, по которой он развивается, вполне современна.

Беседовала Наталья Андропова

Аэропорт Пулково находится в концессии у ООО «Воздушные Ворота Северной столицы» с 30 октября 2009 года. В задачи инвестора входит создание международного авиахаба. Первая очередь проекта подразумевает строительство централизованного пассажирского терминала, северной посадочной галереи, двухуровневой транспортной эстакады, крытого паркинга, бизнес-центра и гостиницы. Общая площадь хаба вместе с терминалом Пулково-1 после его реконструкции превысит 130 000 кв. м. Генеральный проектировщик реконструкции — международная компания Ramboll. Генеральный подрядчик — совместное предприятие итальянской фирмы Astaldi и турецкой Ictas Insaat (IC). Первая очередь проекта должна быть завершена в октябре 2013-го, реконструкция Пулково-1 — к середине 2014-го. Пропускная способность нового объединенного терминала составит 17 млн пассажиров в год. Инвестиции в строительство первой очереди оцениваются примерно в 1,1 млрд евро.

«НП» досье

Инженерные системы — главный способ повысить комфорт и безопасность в аэропортах. Так, при реконструкции международного аэровокзала в Бангалоре $75 млн из $221 млн инвестиций были потрачены именно на инженерию.

Первым полностью автоматизированным «интеллектуальным» аэропортом в 1993 году стал хаб Мюнхена. Его система интегрирует 13 крупных подсистем, управляя энергетической установкой, отделом входного контроля, перемещением пассажиров в пределах терминала, работой внутренних систем освещения, лифтов, транспортировкой багажа и т. д. Аналогичным образом оснащен и лондонский аэропорт Хитроу.