Инфраструктурный дисбаланс
15.10.2012
Инженерные системы

Инфраструктурный дисбаланс

Не для кого не секрет, что один из главных факторов, тормозящих развитие городов – это отставание инженерной инфраструктуры. Девелоперы, готовые инвестировать в застройку новых и старых районов, вынуждены пересматривать свои планы из-за нехватки мощностей головных источников питания и отсутствия инженерных коммуникаций. О возможных путях преодоления дисбаланса «Эксперту СЗ» рассказывает директор компании «Конфидент» Петр Кузнецов. «Конфидент» — это крупный системный интегратор, который уже двадцать лет занимается проектированием, монтажом, а также эксплуатацией и техобслуживанием систем инженерного обеспечения зданий.

Почти американские сложности

— Как вы оцениваете состояние инженерной инфраструктуры российских городов?

— В целом как критическое. Отставание в развитии инженерной инфраструктуры от развития города — типичная картина для всех российских городов. По статистике, дефицит мощностей водопровода составляет около 15%, дефицит мощностей в энергетике- 40%. Уровень надежности работы инженерных сетей в 2,5- 3 раза ниже, чем в странах Восточной Европы. Срок службы наружных трубопроводов горячего водоснабжения из-за ускоренной коррозии в 2-4 раза ниже нормативного. В районах исторической застройки степень изношенности инженерных систем достигает 60%.

— Инфраструктурный дефицит накопился не в один день. Как мы довели свои города до такого положения? 

— В Санкт-Петербурге мы имеем три разные инфраструктурные проблемы: устаревшие сети в центре города, их полное отсутствие при комплексной застройке окраин и локальный  дефицит мощностей при точечной застройке. Все они возникли, как результат хаотичной, но интенсивной застройки города, которая началась примерно в 2002-2003 годах. С этим сталкивались большинство крупных городов мира. Например, в докладе американских специалистов от 2002 года мы находим очень близкие нам вопросы:«3,5 млн миль подземных коммуникаций коммунального хозяйства находятся в ведении муниципальных органов США. Это очень старая инфраструктура. С самого начала ХХ века она нерегулярно и редко подвергалась ремонтным и восстановительным работам. Из-за этого исторически отсутствующего планирования подземной части города мы платим очень высокую цену за то, что мы вынуждены делать там сейчас». Пожалуй, ключевыми словами здесь являются «отсутствие планирования» – как раз то, с чем мы столкнусь сейчас. Власти пытаются осуществлять планирование, но оно слишком краткосрочное и напоминает скорее латание дыр, а не комплексный подход.

Инновации в помощь

— Как можно исправить положение дел?

— Меры, которые способны исправить ситуацию, следует разделить на два направления: оптимизация имеющихся мощностей и внедрение инновационных технологий. Первое направление можно назвать подготовительной работой для второго.

Оптимизация подразумевает исправление имеющихся проблем и состоит из множества усовершенствований. Например, оптимизация схем подключения электросетей способна высвободить до 20% мощностей. При реконструкции системы водоснабжения должно быть частичное, а лучше полное исключение пользования воды коммунального водопровода промышленностью, которая может расходоваться 50—70% общего суточного расхода воды города. Оптимизировать затраты возможно также  с помощью применения более качественных и долговечных материалов и оборудования. В той же системе водоснабжения и водоотведения 70% труб стальные, подверженные сильной коррозии,  хотя в мировой практике 70% составляют пластиковые трубы и только менее 20% —стальные.

— Готовы ли мы, финансово и ментально, к следующему этапу – к внедрению инновационных решений?

— Думаю, не готовы: слишком высока сегодня сопротивляемость ко всякого рода новым технологиям. Причины тому многообразны: высокий уровень бюрократии в процессе принятия решений, малое количество собственных разработок, готовых к коммерческой реализации, отсутствие интереса у администрации; отсутствие законодательной базы. Покупка любого «ноу-хау» – не проблема для крупного девелопера. Но любая технология, безусловно, требует адаптации под наши строительные нормы. Поэтому главным «заказчиком» на такие разработки должно быть государство.

—  Программа реконструкции центра Санкт-Петербурга – главный вызов для инженеров города. Как восполнить дефицит мощностей и провести модернизацию сетей без потерь для исторической архитектуры?

-  Поскольку сейчас идет большая работа по концепциям развития исторических кварталов и их реконструкции, было бы актуально параллельно открыть конкурс на предложение наиболее щадящих технологий в области инженерных коммуникаций, причем проводить его нужно на международном уровне.

Например, один из вариантов таких технологий — бестраншейный ремонт водопровода. На Западе его называют «невидимым строительством». За последние 30 лет стало возможным устанавливать, поддерживать и инспектировать подземные инженерные коммуникации с частичным или полным отсутствием вскрытия земли.

Существует также технология слежения за состоянием трубопроводов  — внедрение таких средств,  как маленькие камеры, которые могут автономно продвигаться по подземному трубопроводу. Если изначально строить с системами слежения и пунктами очистки в стратегически важных точках трубопроводов, то ремонт, реконструкция и очистка линий становится легким и приятным делом. Другим вариантом решения проблемы замены теплотрасс и теплоснабжения центра в будущем может стать использование локальных источников – индивидуальных тепловых пунктов в подвалах реконструируемых зданий или в виде крышных установок. Технологий много, требуется их аккумулирование и тщательная проработка специалистами.

Но, если привлечь в город весь мировой опыт, найдется индивидуальное решение и для нашего исторического центра с неустойчивыми грунтами и прочими особенностями, где реконструкция и модернизация наиболее затратны, трудоемки и регулируются не только нормативами, но и законодательными актами о сохранении объектов культурного наследия.