Санкт-Петербург на грани градостроительного конфликта
Санкт-Петербург вплотную подошел к ситуации глубокого градостроительного конфликта, когда столкнутся разнонаправленные интересы четырех его сторон: власти, жителей, градозащитников и девелоперов-строителей. Дальнейшее развитие города в значительной степени зависит от того, сумеют ли конфликтующие стороны прийти к какой-то единой позиции или хотя бы найти взаимоприемлемую форму диалога.
Начнем с того, что власть заняла позицию пассивного наблюдателя. Наш город и так стоит на болоте, и в«болото» же погружается. Власть не предпринимает активных действий, она не хочет открытых противостояний, не хочет быть виноватой. Царям, конечно, было проще… Разве мог
Сегодняшняя власть должна быть реально мотивирована на развитие города. Но получается, что из-за перекошенности и невнятности системы взаимоотношений разных участников градостроительного процесса, городская власть прислушивается к одним, а от других отмахивается. Власть не должна делать то, что говорят градозащитники. Она не должна делать то, что говорят девелоперы. У нее должна быть собственная активная позиция с главной целью – улучшение качества жизни жителей города.
Тем временем жители пребывают в информационном вакууме, из-за отсутствия системного подхода к просветительской работе населения. Ведь ясно, что любой новый проект повлечет за собой изменения городской ткани. А любые изменения встречают сопротивление. И такие конфликты естественны для любого города мира. Но в развитых странах внедрение инноваций начинается с разработки программы просвещения. В Германии, например, ушло пять лет кропотливой работы на разъяснение важности сортировки мусора. Мы увидели лишь ее результат и удивились, откуда это берутся столь ответственные горожане? В Амстердаме, после принятия решения о внедрении энергоэффективных технологий в городское хозяйство, уже не первый год жителям объясняют через все возможные СМИ: на каком этапе реализации находится программа, какие плюсы появились, что предстоит сделать в ближайшие месяцы и как это повлияет на жизнь каждого человека.
Сегодняшний рядовой петербуржец не воспримет, например, сверхоригинальные архитектурные решения. Так ведь и Исаакиевский собор современники ругали за эклектичность. За то имена царских архитекторов были у всех на устах, ведь они были одними из самых уважаемых людей города. А кто из горожан знает современных архитекторов? И почему до сих пор идеалом города остается Петербург в образе 1913 года? Возможно, стоит создать, например, музей архитектуры, показать людям разнообразие стилей и то, как архитектура меняет облик города. Формированием вкуса надо заниматься.
Заниматься надо и формированием правовой культуры, и механизмов выражения социальных позиций по отношению к городскому развитию.
В сложившемся информационном поле существуют лишь та позиция, которая имеет шанс быть услышанной. И эта позиция градозащитников. Пожалуй, сейчас это единственная сторона конфликта, которая имеет четкие цели, достаточный опыт и знание правовых аспектов. Эта группа научилась добиваться того, чтобы власть ее слышала. А власти проще остановить реализацию проекта, который провоцирует шум и нестабильность, ссылаясь на аргументы градозащитников.
Чувствуя эту поддержку, градозащитники довольно часто ведут себя агрессивно и бросаются на каждый строительный забор в центре города, как быки на красную тряпку. Но кто сказал, что мнение активной группы отдельных горожан является репрезентативным? Почему они порой подменяют понятия, объявляя себя гласом народа и выступая от его имени против развития города? Их бы знания и активность – да в просветительское русло!
А вот девелоперы, в вопросе лоббирования интересов сообщества, значительно отстали. При чем настолько, что пустующее информационное пространство моментально заполнилось клеймом «градоразрушителей». Сломать стереотип, сложившейся в глазах общества, будет не просто. Частично в этом виноваты сами девелоперы, когда в период строительного бума 1990-2000х годов они подарили городу многочисленные архитектурные «шедевры».
Да, сейчас количество переходит в качество. Да, у девелоперов есть возможность быть услышанными властью. У нас в городе есть, как минимум, пять застройщиков, на которых приходится половина всего вводимого жилья. Это люди, которые находятся, как говорят, в одном звонке от губернатора. Но долгое время они занимались своими, конкретными вопросами: отдельными проектами, объектами, территориями. Не имея консолидированного мнения девелоперского сообщества. Девелоперам выработать совместную позицию значительно сложнее градозащитников. Выйти на улицу и выкрикнуть лозунг просто. А вот сформулировать конструктивный вариант развития ситуации с учетом интересов всех игроков – это задача совсем другого масштаба. Но решать эту задачу нужно обязательно. Как показывает зарубежная градостроительная практика, наиболее рациональным является решение профессионального сообщества: архитекторов, девелоперов, строителей, ведь развитие и улучшение города, решение возникающих проблем – это их ежедневная работа.
В ситуации грядущего конфликта, у каждой из сторон своя правда. Но каждый участник играет несколько ролей с одной явной доминантой. В первую очередь, все мы просто жители этого славного города. Каждый хочет и сохранить его исторический облик, и видеть его современным мегаполисом. Да, во власть вхожи немногие, но со строительным сектором так или иначе связано около 40% петербуржцев. На заседаниях девелоперского сообщества все чаще идет речь о возможностях гармоничного сочетания современных подходов в строительстве и исторической ценности зданий. И это, благодаря активной позиции градозащитников.
Сейчас мы все вступили в период, когда уже невозможно развивать город в рамках советского планового подхода к градостроительному планированию, когда все рассчитывалось исходя из усредненного набора норм на душу населения и его однородности. От этих показателей мы переходим к понятию качества городской среды с учетом социальной дифференциации жителей. Мы подошли к этому рубежу в силу эволюции экономики и если не перешагнуть на следующую ступень, город может оказаться в ситуации полной стагнации. Такой переход не может быть безболезненным, но сгладить ситуацию и не завести конфликт в тупик могут только волевые решения власти, разработанная стратегия развития города и четкие правила игры.